Исаак Чокрон и Сесар Ренхифо — самые известные представители так называемого нового венесуэльского театра. Но есть у них и достойные соратники, число которых постоянно увеличивается. На сегодняшний день весомый вклад в развитие национальной драматургии внесли такие талантливые авторы, как Рикардо Акоста, Роман Чальбауд, Родольфо Сантана, Хосе Игнасио Кабрухас, Алехандро Лассер, Хосе Габриэль Нуньес, Хильберто Пинто, Лусия Кинтеро, Пауль Уильямс.
Рикардо Акоста, получивший театральное образование сначала в Каракасе, а затем в Нью-Йорке, по возвращении на родину создает свою труппу — Малый театр Каракаса, в котором первоначально выступает в качестве режиссера, ставя пьесы Сартра, Беккета и других зарубежных авторов. Вскоре он сам обращается к драматургическому творчеству и в 1966 г. пишет пьесу «Асфальт в аду» — своего рода монолог отчаявшегося, одинокого человека, образ которого символизирует некоммуникабельность и отчуждение, свойственные современному миру. Вторая пьеса Акосты «Бал рабов» (1966) посвящена психологии отношений между людьми различных поколений, отсутствию взаимопонимания между ними. Год спустя Акоста создает «Агонию и смерть Каравахио». В ней подвергается резкой критике общество потребления, в котором все продается и покупается, вплоть до таланта. Написанная в 1970 г. пьеса «Агуа Линда» — это поэтический рассказ о жизни крестьян маленькой венесуэльской деревушки под названием «Агуа Линда» («Прекрасная вода»), пытающихся сохранить человеческое достоинство, несмотря на все превратности их нелегкой судьбы. «Я хочу создавать произведения поэтические, потому что для меня поэт — это тот, кто называет вещи своими именами», — говорит Рикардо Акоста. В этих словах сконцентрировано его авторское кредо: в понимании драматурга подлинная поэзия — это неуклонное следование, правде жизни, какой бы суровой она ни была.
Роман Чальбауд (р. 1931) связал свою судьбу с театром еще в школьные годы, когда стал участником одного из любительских коллективов. Первую пьесу «Подростки» он написал в 1951 г. За ней последовали две другие — «Горизонтальные стены» (1953) и «Юный Каин» (1955). После появления этих произведений критики назвали драматургию Чальбауда переходной от костумбризма к универсализму, так как в ней традиционная костумбристская тематика сочеталась с постановкой проблем универсального, общечеловеческого характера.
В 1962 г. в Каракасе состоялась премьера спектакля «Треугольник», авторами которого были Роман Чальбауд, Исаак Чокрон и Хосе Игнасио Кабрухас, а два года спустя Чальбауд создает драму «Сожжение Иуды». Используя в сюжете библейские мотивы, автор переносит действие в современную Венесуэлу и создает масштабную панораму жизни ее народа в эпоху капиталистической «цивилизации». «Как только поднимается занавес, — писал об этой пьесе Аспаррен Хименес, — перед нами предстает Венесуэла со всеми ее противоречиями, с беззаконием как единственным способом, чтобы выжить и не умереть с голоду. Это поистине эпическая картина, образы которой напоминают образы Гойи и Бюнюэля, одновременно воссозданная репортерским языком Брехта».
Пьеса «Ужасные ангелы», написанная в 1967 г., принадлежит к числу наиболее известных произведений Романа Чальбауда. В ней рассматриваются социальные и психологические корни такого явления, как насилие, неизбежного следствия общественного устройства, в основе которого лежит принцип неравенства.
Драматург более молодого поколения — Родольфо Сантана (р. 1944) обратился к театру уже после того, как им было создано несколько рассказов, эссе и один роман. Две его первые пьесы — «Распоряжение» и «Где находится XL = 24890?» относятся к несколько необычному для венесуэльской драматургии жанру научной фантастики, к которому принадлежат и две последующие — «Война в Папелонезо» и «Сыновья Ириса», написанные в 1964 г. Действие пьесы «Сыновья Ириса» происходит в далеком будущем, однако ее социально-политический подтекст прямо перекликается с современностью. Создание следующего драматического произведения — «Несколько человек на необитаемом острове» совпадает с началом работы Сантаны с одним из коллективов «театра окраин». Этот опыт существенно повлиял на характер дальнейшего творчества Родольфа Сантаны, лейтмотивом которого постепенно становится тема конфликта между угнетенными и угнетателями, рассматриваемого под самыми различными углами зрения. С тем же коллективом он осуществляет постановку своих пьес «Современные времена» и «Мир и совет» (1966), а вслед за ними и еще одного произведения, написанного в том же году, — «Хвала пытке». Герой его — палач, гордящийся своей профессией, дающей ему привилегию распоряжаться чужими жизнями. По мнению критики, образ центрального персонажа символизирует не определенную категорию людей, а целый класс, в руках которого сосредоточена политическая, социальная и экономическая власть. Пьеса «Место» (1967) считается одной из самых «агрессивных» в драматургическом творчестве Сантаны. В ней показана безуспешная попытка человека найти достойное место в жизни, вырваться из того порочного круга, в котором он пребывает с момента рождения вследствие своего «низкого» происхождения. В пьесе «Наш отец Дракула» (1968) Сантана анализирует феномен человеческой жестокости, а в последовавшей за ней «Смерти Альфредо Гриса» (1968), чередуя трагические и комические ситуации, показывает девальвацию подлинных моральных ценностей в мире капитала. Героями пьесы «Преступники» (1969) являются одновременно группа аристократов, предающаяся в часы досуга сексуальным оргиям, и вор, грабящий дом одного из них. В финале грабителя убивают и «добропорядочные» господа могут чувствовать себя так же надежно, как и прежде.
На Первом конкурсе национального театра в 1970 г. Национальная театральная премия была присуждена пьесе Родольфо Сантаны «Красная борода», посвященной проблеме колониализма. Позиция драматурга четко и однозначно проявилась как в этом произведении, так и во всем его творчестве. Она состоит, по словам Суареса Радильо, «в стремлении отражать социальные, политические и этические проблемы. И в этом смысле, несмотря на некоторую концептуальную и формальную «неустойчивость», вполне естественную для молодого драматурга, вклад Родольфо Сантаны в развитие венесуэльского театра в высшей степени значителен».
И Рикардо Акоста, и Роман Чальбауд, и Родольфо Сантана, так же как и большинство других упомянутых выше представителей «нового венесуэльского театра», стоящие на близких исходных идейно-эстетических позициях, вместе с тем обладает каждый своим неповторимым творческим почерком, индивидуальностью и нашел или по меньшей мере ищет самостоятельные пути в искусстве. Это свидетельствует о достаточной зрелости современной венесуэльской драматургии и о широких перспективах, открывающихся перед ней в будущем.
Интенсивное развитие венесуэльского театра во второй половине XX в. позволило ему в какой-то степени компенсировать прежнее отставание. Сегодня театр Венесуэлы находится в русле той «театральной революции», которую переживает Латинская Америка в общерегиональном масштабе. Одним из важнейших компонентов этого процесса стало движение «коллективного творчества», получившее распространение практически во всех латиноамериканских государствах. «В Венесуэле, — пишет Эдуардо Хиль, известный в стране актер и театровед, — внимание многочисленных молодежпых групп обращено к «коллективному творчеству». В городских районах и в провинции, в лицеях и университетах все чаще можно увидеть постановки, являющиеся плодом коллективного творчества той или иной театральной группы».
В идеологическом плане движение «коллективного творчества» ставит перед собой вполне конкретную цель — создавать революционный театр, неразрывно связанный с политической борьбой прогрессивных сил. «В Латинской Америке театр должен быть боевым оружием, помогающим осуществить революцию», — так охарактеризовал основную задачу нового движения Сесар Ренхифо, являвшийся одним из его инициаторов и непосредственных участников.
В плане эстетики исходным принципом театра «коллективного творчества» является максимально активное участие всех членов труппы в работе над спектаклем на всех ее этапах, начиная с совместной выработки текста и кончая сценографией.
Группы «коллективного творчества» существуют сейчас в Каракасе, Валенсии, Маракайбо и других городах страны, так же как и в сельской местности. Они постоянно обмениваются опытом работы как между собой, так и с аналогичными коллективами из других латиноамериканских стран.
С большим успехом в Венесуэле прошли гастроли ведущей кубинской драматической труппы «Эскамбрай». К гастрольному турне готовится еще один театральный коллектив Кубы — «Эстудио». Кубинцев приглашают на все международные фестивали театра, проводящиеся в Венесуэле.
|